АХМЕТГАРЕЕВ
СУЛТАН
АХМЕТГАРЕЕВИЧ
В России нет такой семьи, члены
которой не участвовали бы в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг. Наш дедушка тоже участник этой войны. Прошел
всю войну механиком авиационного полка, занимался
подготовкой
и
ремонтом
боевых
истребителей
и
бомбардировщиков. Он не был пилотом, но и для
авиационного механика в годы Великой Отечественной войны
«первым делом были самолеты». Он в бой отправлял самолеты
и ждал, вернется ли из боя пилот. Как в кинофильме о войне:
механик на земле, летчик в небе - у каждого свой бой и счеты с
врагом. О труде технического состава говорят мало, а между
тем, сколько раз в высотном и дальнем полете поминают их
добрым словом летчики. Особенно, если машина с ее множеством сложнейших агрегатов
работает в воздухе безотказно. Технический состав, не обращая внимания на холод и ветер,
стоя иногда по колено в воде и грязи, пилил, резал, клепал, готовя бомбардировщики к новым
полетам.
Ахметгареев Султан Ахметгареевич родился в 1918 г. в деревне Бурангулово
Кидрячевского сельсовета Давлекановского района Башкирской АССР. В 1938 году окончил
Давлекановский сельскохозяйственный техникум и был направлен агрономом машино-
тракторной станции с.Белозерово Белозерского района Чкаловской области. В сентябре 1938
года стал курсантом школы авиамехаников.
С сентября 1939 по февраль 1942 гг. работал авиационным механиком в 3-й санитарной
авиаэскадрилье, которая входила в 36-ю скоростную бомбардировочную авиаэскадрилью им.
В.И.Ленина с дислокацией на аэродроме Красный Кут, в г.Спасск-Дальний. В конце июля 1941
г. авиаэскадрилья перебазировалась из Спасска в Тамбов. Затем полк вошел в состав Юго-
западного фронта (Полтава) и начал боевые действия. В это время в районах, прилежащих к
Днепру, шли ожесточенные кровопролитные бои, которые к сентябрю завершились
окружением юго-западной группировки наших войск. Полк без всякого прикрытия
истребителей, неся большие потери, наносил непрерывно бомбо-пулеметные удары по войскам
и переправам через Днепр. Экипажи совершали высочайший героизм и самопожертвование,
особенно при уничтожении переправ вместе с войсками и техникой через Днепр у Кременчуга.
Наряду с подготовкой экипажей для фронта, зимой 1941 - 1942 гг. полк силами технического
состава производил сборку самолетов Ил-4 (ДБ-3Ф), прибывавших с завода в разобранном
виде.
С февраля 1942 по апрель 1943 гг. дедушка служил авиамехаником в 776
истребительным авиационном полку 32-й Краснознаменной истребительной авиационной
дивизии в г.Спасск-Дальний. С апреля 1943 по июнь 1946 гг. авиамехаником в 564
истребительном авиационном полку ПВО Москвы 318-ой истребительной авиационной
дивизии ПВО, которая дислоцировалась на аэродроме Кубинка, расположенный в 60 км к
западу от Москвы.
Всю войну наш прадед обеспечивал вылеты боевых машин, участвовал в войне с
Японией, был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».
В июне 1946 года прадедушка был демобилизован, вернулся на родину и стал
агрономом Асылыкульской МТС Давлекановского района Башкирской АССР.
Слава этим солдатам невидимого фронта, слава погибшим, не дожившим до Великой
Победы, такой желанной и необходимой нашей Отчизне!
Мансуровы Сагит и Галия