МАОУ ордена Дружбы народов гимназия №3 им. А.М. Горького » Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-11 классов МБОУ «Гимназия № 3»
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides

Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-11 классов МБОУ «Гимназия № 3»

Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-11 классов МБОУ «Гимназия № 3» (просмотреть документ)

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение составлено на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3» и определяет цели и задачи проектной деятельности в МБОУ «Гимназия № 3», порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся 5-11 классов.

1.2. Под проектной и учебно-исследовательской деятельностью подразумевается целенаправленно организованная работа учащихся по разрешению актуальных социальных или учебных проблем, самостоятельному освоению научно-практических знаний и ключевых компетенций, по созданию интеллектуального продукта в современной электронной или иной форме, предназначенного для распространения и применения в различных видах деятельности.

1.3. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, одной из форм организации учебной и внеурочной деятельности и оценки личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

1.4. Проектная и учебно-исследовательская деятельность является обязательной для учащихся 5-11 классов в соответствии с ООП ООО и ООП СОО;

1.5. Защита индивидуального итогового проекта является оценкой достижения метапредметных результатов. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

1.6. Защита проекта является одной из обязательных составляющих системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся и ВСОКО.

  1. Цели и задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности

2.1.Цели проектной и учебно-исследовательской деятельности:

  • включение проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательный процесс;
  • формирование у учащихся ключевых компетенций, контроль над достижением планируемых результатов образования, регламентированных ООП ООО и ООП СОО гимназии.
  • расширение областей тематического исследования, совершенствование электронных форм проектов; поиск новых направлений и форм творческого проектирования.
  • расширение границ практического использования проектных работ, укрепление престижа участия в проектной деятельности для учащихся, отработка механизма материального и морального стимулирования педагогов.

2.2. Задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности:

  1. Обучение планированию деятельности.
  2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов.
  3. Развитие умения анализировать, систематизировать информацию.
  4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом.
  5. Формирование у учащихся позитивного отношения к проектной и учебно-исследовательской деятельности.
  6. Вовлечение в проектную и учебно-исследовательскую деятельность всех участников образовательного процесса – учителей, учащихся и их родителей.

3.Основные понятия проектной и учебно-исследовательской деятельности

3.1. Проект — это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектная деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования: выделение целей и задач, отбор методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, отметка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Учебно-исследовательская деятельность заключается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе самостоятельно получаемых новых и личностно значимых знаний. Главным результатом учебно-исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт.

3.2.Типология форм организации проектной деятельности (проектов) учащихся в гимназии представлена по следующим основаниям:

  • виды проектов: Исследовательские проекты. Информационные проекты. Прикладные проекты. Ролевые, игровые проекты. Социальные проекты. Технологические проекты (инженерные). Бизнес-план;
  • содержание: монопредметный, метапредметный;
  • количество участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках гимназии), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО, Союза машиностроителей и др., в том числе в Интернете);
  • длительность (продолжительность) проекта: от проекта — урока до многолетнего проекта.
    • Формы организации учебно-исследовательской деятельности
      • На урочных занятиях:
    • урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок -защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

-учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

-домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

  • На внеурочных занятиях:
  • исследовательская практика учащихся;
  • образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, в том числе и исследовательского характера, программой деятельности, продуманными формами контроля;
  • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета;
  • научное общество учащихся- форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;
  • участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
  1. Содержание и результаты проектной деятельности

Проектная деятельность является составной частью учебной и внеурочной деятельности учащихся.

4.1.Учащиеся гимназии выполняют учебные и внеурочные проекты, темы которых учитывают приоритетные направления развития гимназии, индивидуальные интересы учащихся и имеют практическую и социальную значимость.

  • Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
  • способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
  • самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
  • способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
  • способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом;
  • сформированность умений использовать информацию и компетенции для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

4.3. В календарно-тематическом планировании учителей-предметников и педагогов дополнительного образования могут быть запланированы уроки (занятия) для презентации проектов.

4.4. Руководитель проекта разрабатывает пакет документов для каждого учащегося по следующим направлениям:  

  • план и программа подготовки проекта,
  • содержание и направленность проекта;
  • требования к защите проекта;
  • критерии оценки проектной деятельности.

4.4. Презентация, конкурс проектов организуется в процессе специально организованной внеурочной деятельности гимназии и/или на специальных уроках согласно планированию учителя.

4.5. Публичная защита проектов организуется на ежегодной научно-практической конференции «Горьковские чтения» согласно плану работы Гимназии.

  1. Организация работы над проектом

5.1. Учащиеся выбирают тему проекта совместно с учителем или самостоятельно.  Одну тему проекта могут выбрать несколько учеников.

5.2. Руководителем проекта является учитель – предметник, тему которого выбрал ученик.

5.3. Для организации проектной деятельности учителя – предметники (работающие в данном классе) и классный руководитель до 7 ноября текущего учебного года вносят в сводную заявку класса выбранные темы проектов и примерные сроки их выполнения. Тема проекта может быть изменена учащимся в течение первого полугодия (но не позднее 20 декабря текущего года).

5.4. Классный руководитель и учителя-предметники несут ответственность за своевременное выполнение проектной работы каждым учеником.

5.5. Алгоритм создания проекта:

1 этап. Поисковый.

  1. Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
  2. Освоение тезаурса проектной деятельности.
  3. Формулирование проблемы проекта, цели, актуальности, объекта и предмета исследования, гипотезы.

2 этап. Аналитический.

  1. Подбор и анализ информации, необходимой для реализации проекта.
  2. Обоснование эффекта от реализации проекта.
  • этап. Практический.
  1. Определение рисков проекта. 2.Работа над проектом.

4.этап. Презентационный.

  1. Подготовка презентации проекта. 2. Защита (презентация проекта).

5 этап. Контрольный.

  1. Анализ результатов выполнения проекта. 2. Отметка качества выполнения проекта.

5.6. Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на публичную защиту, может быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (прозаическое или стихотворное произведение, инсценировка, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты и др.);

д) мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала, электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная), иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся.

5.7. Для публичной защиты итогового индивидуального проекта учащиеся готовят:

1) продукт проектной деятельности;

2) пояснительную записку к проекту с указанием:

  • исходного замысла, цели и назначения проекта;
  • краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
  • списка использованных источников.

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) отзыв руководителя, содержащий характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

  1. a) инициативности и самостоятельности;

б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);

  1. c) исполнительской дисциплины.

5.8. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

5.9. Оценка проекта проводится экспертной комиссией в ходе защиты на НПК «Горьковские чтения» и фиксируется в оценочных листах.

5.10. Отметка за выполнение проекта отражается в Сертификате о защите проекта, который вручается учащемуся после защиты.

5.11. Для контроля над качеством выполнения проектов учащимися 10-11 классов проводится процедура предзащиты за три недели до публичной защиты проекта.

6.Оформление проектной работы

  • Титульный лист (название образовательного учреждения, название работы, ФИО автора работы, ФИО руководителя, дата выполнения).
  • Введение: обоснование актуальности выбранной темы (что уже известно в науке и практике, что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях); на этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема; устанавливается цель работы (что необходимо достигнуть в результате работы над проектом); формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели; определяются адресаты проекта; указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта; завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
  • Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал. Второй раздел описывает проведённый эксперимент, исследование, практическую работу.
  • Заключение: 1) вывод, достигнута ли автором цель проекта (если цель не достигнута, указываются причины). 2) результат- эффект проекта, экономический или социальный. 3) подтверждение или опровержение гипотезы.

6.5. Список источников информации: оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. Ссылки на интернет ресурсы должны быть приведены полностью, включая дату посещения данного сайта. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

6.6. Проектная работа исключает плагиат. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

  1. Общие требования к оформлению.
    • Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
    • Все разделы плана начинаются с новых страниц. Внутри разделов может быть деление на главы.
    • Страницы в работе считают с титульного листа, нумеруют со второго.
    • Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 20 машинописных страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
    • Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами.
  1. Компьютерная презентация выполняется в соответствии с требованиями к оформлению презентаций (Приложение 4).
  2. Публичная защита проектной работы.

8.1. Защита проекта производится автором публично на ежегодной научно-практической конференции «Горьковские чтения». Время защиты составляет 6 — 8 минут.

8.2. Для проведения НПК «Горьковские чтения» создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы гимназии, преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и не более 7 человек.

  • Специальная комиссия проверяет работы на плагиат, оценивает уровень проектно­-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.

8.4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентацией и устного отзыва руководителя.

8.5. В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:

1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;

2) цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;

3) краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления;

4) степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;

5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

8.6. После завершения своего выступления учащийся должен суметь ответить на вопросы жюри.

8.7. Перед публичной защитой учащийся проводит экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи.

  1. Критерии оценки проектной работы

8.1. Оценивание проекта осуществляется в соответствии с требованиями оценочного листа проекта (Приложение №1) на основании оценок, поставленных экспертной комиссией по следующим критериям:

  • Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
  • Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно использовать имеющиеся знания и способы действий.
  • Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать познавательную деятельность, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
  • Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

8.2. Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за проект определяется как среднее арифметическое оценок, выставленных членами экспертной комиссии. При этом итоговая отметка выставляется в пользу ученика на основании правил математического округления.

8.3. Итоговая отметка учащихся 5-9 классов заносится в классный электронный журнал и учитывается при выставлении итоговой отметки за предмет, учащихся 10-11 классов отражается в аттестате о среднем общем образовании.

8.4. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, рекомендовать для участия в НПК МАН и Фестивале школьной науки «Школьник в современном мире» АШЮ РФ.

  1. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
    • По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами победителей и номинантов, рекомендованы к представлению на конференциях и конкурсах районного, муниципального, регионального, федерального, международного уровней.

9.2. Учащимся после защиты проектной работы на НПК «Горьковские чтения» вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.

9.3. Проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат гимназии.

  • В медиатеке гимназии организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
  • Контроль над качеством организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся осуществляют заместители директора по УВР и ВР.

 

 

Критерий 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

(макс. 15 баллов)

1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации Баллы
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 1
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных источников 2
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 3
1.2. Постановка проблемы  
Проблема сформулирована, план действий фрагментарный 1
Проблема сформулирована, обоснована, но план действий по доказательству/опровержению гипотезы неполный 2
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы 3
1.3. Актуальность и значимость темы проекта  
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений 1
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания 2
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для данного ученика 3
1.4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе  
Работа шаблонная. Автор не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода 1
Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта 2
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 3
1.5. Полезность и востребованность продукта  
Проектный продукт имеется в наличии, но круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно. 1
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы области использования продукта. 2
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 3
КРИТЕРИЙ 1. ИТОГО баллов  
Критерий 2. Сформированность предметных знаний и способов действий (макс. 6 баллов)
2.1. Глубина раскрытия темы проекта  
Тема проекта раскрыта фрагментарно (неполно) 1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3
2.2. Использование средств наглядности, технических средств  
Средства наглядности, в т.ч. ИКТ, используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации 1
Средства наглядности, в т.ч. ИКТ, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада 2
Средства наглядности, в т.ч. ИКТ, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы 3
КРИТЕРИЙ 2. ИТОГО баллов  
Критерий 3.  Сформированность регулятивных действий (макс. — 6 баллов)
3.1 Соответствие требованиям оформления письменной части  
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 1
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
3.2. Логика изложения, построение доклада  
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно (неполно) 1
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ, сделаны необходимые выводы. 3
КРИТЕРИЙ 3. ИТОГО баллов  
Критерий 4. Сформированность коммуникативных действий (макс. — 3 балла)
4.1 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения  
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения 1
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения 2
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения 3
КРИТЕРИЙ 4. Итого баллов  
ВСЕГО БАЛЛОВ за проект  

 

Максимальное количество баллов: 30

 

Уровень достижения планируемых результатов Для учащихся

 5-7 классов

Для учащихся

8-9 классов

Для учащихся 10-11 классов Отметка
Ниже базового уровня До 40 %

(до 12 баллов)

До 50 %

(до 12 баллов)

До 50 %

(до 12 баллов)

«1»//«2»
Базовый уровень 41 — 55 %

(12 — 16 баллов)

50 — 60 %

(13 — 18 баллов)

50 — 60 %

(13 — 18 баллов)

«3»
56 — 80%

(13 — 24 баллов)

61 — 80%

(19 — 24 баллов)

70 — 80%

(21 — 24 баллов)

«4»
Повышенный уровень 81 — 100%

(25 — 30 баллов)

81 — 100%

(25 — 30 баллов)

81 — 100%

(25 — 30 баллов)

«5»

 

Приложение 2 к Положению о проектной деятельности

 

Требования к оформлению учебных презентаций

  • Общие требования к презентации:
    • Первый слайд –титульный, на котором представлены: сверху полное наименование ОУ, логотип ОУ; название работы по центру; ФИО, класс автора и ФИО руководителя (при наличии) после названия работы справа. Снизу слайда указывается населенный пункт, дата разработки проекта.
    • На последнем слайде указывается: источники, список литературы, глоссарий и т.д.
    • Объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов и не более 20 слайдов.
    • Текстовая информация сведена к минимуму, заменена схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимацией, фрагментами фильмов. Рекомендуется оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат.
    • Глоссарий терминов. Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно разместить соответствующую кнопку.

 

1.2. Требования по оформлению презентации. Представление информации

1.2.1. Объем и форма представления информации:

  • Рекомендуется сжатый, информационный способ изложения материала.
  • Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.
  • В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.
  • Отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Презентация, не должна полностью дублировать материал.
  • Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (оптимально 3, максимум 5). Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда.
  • Поясняющая надпись должна располагаться под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой).

1.2.2. Способы и правила выделения информации

  • Все информационные элементы (текст, изображения, диаграммы, элементы схем, таблицы) должны ясно и рельефно выделяться на фоне слайда.
  • Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить (цветом, подчеркиванием, полужирным и курсивным начертанием, размером шрифта). Выделенные элементы не должны превышать 1/3-1/2 общего объема текста слайда.

1.3. Требования по оформлению презентации. Оформление слайдов.

1.3.1. Единый стиль презентации:

  • Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.
  • Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах.
  • В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.
  • Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией.

1.3.2. Правила использования цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  • Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться.
  • Цвет гиперссылок должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним.

1.3.3. Правила использования фона

  • Фон является элементом заднего (второго) плана и поэтому должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
  • Для фона предпочтительны холодные тона.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета, предпочтительнее однотонные. 1.3.4. Правила использования информации в презентации
  • Использовать шрифт без засечек, например: Arial, Verdana. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации
  • Не рекомендуется: использовать переносы слов; использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков; текст слайда не должен повторять текст, который выступающий произносит вслух.
  • Не отрывайте части слов и запятые с переходом на новую строчку.
  • Текст должен быть читабельным. Рекомендуемые размеры шрифтов: — для заголовков — не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально — 36 пунктов; — для основного текста — не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально — 24 пункта.
  • Прописные буквы допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста.
  • Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно выделить ярче, используя цвет, жирный и/или курсивный шрифт. Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому использовать его для иных целей не рекомендуется.
  • Маркированные и нумерованные списки используются при наличии перечислений.
  • Выравнивание списков и текста – влево.
  • Необходимо использовать изображения только хорошего качества и помещать левее текста.
  • Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом под рисунком.
  • Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно.
  • Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации.

1.3.5. Правила оформления текста

  • Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них.
  • Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.
  • Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).
  • Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
  • Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.
  • Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м3/с)
  • Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.
  • Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.
  • Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.
  • Знаки градуса (°), минуты (‘), секунды (») от предыдущих чисел не должны быть отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть отделены пробелом (10° 15’).
  • Формулы в текстовых строках набора научно-технических текстов должны быть отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.
  • Знаки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.
  • Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст.

Опубликовано 25 марта 2020 в 22:26

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?