8 апреля 2013 года каждый, кто зашел бы в кабинет № 25 после окончания пятого урока, незамедлительно почувствовал бы витающее в воздухе волнение и одновременно собранность всех присутствующих.
А событие действительно намечалось очень серьезное: обсуждение политических вопросов в нашей гимназии, на моей памяти, проводилось впервые. Причиной организации этаких школьных дебатов послужило неумолимое приближение 2015-го года приносящего, как известно, нашей Уфе огромную честь – возможность провести саммиты мирового значения BRICS и ШОС.
БРИКС (от английского BRICS) – группа из пяти быстроразвивающихся стран, начавшая свою активную деятельность в 2006 году. В основной состав объединения входят: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика (как, думаю, вы уже заметили, первые буквы стран-участниц и составляют название организации).
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), или «Шанхайская шестерка» – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением последней страны, остальные являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в 1996-1997 гг., ставшей прародительницей современного объединения», – именно так началась наша конференция.
Вафина Луиза, Набиуллина Алия и Заманова Лиля подготовили весьма подробные презентации и доклады, введшие нас в курс дела и подробно рассказавшие об этих союзах. Далее выступил наш гость, доцент кафедры географии БГПУ Голубченко Игорь Вячеславович, который сказал: «Всегда нужно учитывать географический аспект. Представителям стран не надо забывать, что, помимо столицы, в странах есть и другие крупные города. Они-то и должны стать точками проведения саммитов. Значение их для Уфы очень велико. Во-первых, Уфа претендует на статус важнейшего крупного города страны, а в перспективе и мира, выходит на уровень «избранного клуба городов». Стоит подчеркнуть и факт развития элементов инфраструктуры…». Здесь-то и начиналось самое интересное.
Урманцева Флорида, Зигангирова Валерия и Гильмутдинов Булат осветили аспекты финансирования и планов развития нашего города: строительство новых отелей, дорог, реконструкция театров и зданий особой значимости, а с другой стороны – урезание бюджета, сокращение социальных обеспечений и плодотворная почва для коррупции. По окончании, нам дали возможность задать интересующие нас вопросы. Класс заметно оживился, однако, наверное, следуя правилу «дамы вперед», первыми начали Колонских Яна, Сафуанова Алина и Чапаева Екатерина, предложившие к обсуждению важнейшие вопросы о сносе исторических зданий, строительстве, скорее всего, нерентабельных отелей и вырубке деревьев. Мнения учеников разделились: Вафина Луиза и Мамлеев Камиль, например, поддерживали строительство ради будущего поколения и улучшения экономической ситуации; Берелехис Илья ратовал за важность сохранения деревьев и поиска альтернативных выходов на мировую арену; Нигматова Диана, Зубаирова Рената и Яна Колонских обсуждали тему сохранения исторического центра и предлагали альтернативные места для застройки, а Сафуанова Алина, Чапаева Екатерина и Архипов Роман рассуждали о достопримечательностях, зданиях 90-х годов и туристах. Свои мнения также высказали Альбина Юрьевна Андронова, Наталья Сергеевна Ефимова и Вяткина Юлия Федоровна, директор нашей любимой гимназии, предложившая интереснейшее решение по созданию в каждом районе культурных центров, не мешающих застройке, но сохраняющих частички истории.
Но вот прозвенел звонок. Для кого-то, может быть, и спасительный, но точно не для нас, участников конференции. Каждый хотел и дальше продолжать оспоривать хлесткими аргументами точку зрения оппонента и, конечно же, яро доказывать свою. Однако было приятно, что эти дебаты не вышли за рамки официальности, и после окончания, выйдя из кабинета, я была свидетелем дружеских рукопожатий между людьми, бывшими пять минут назад по разные стороны баррикад.
Так нужны ли нашей республике эти саммиты? Плюсов от них больше или минусов? Каждый остался при своем мнении, но мне хотелось бы процитировать слова нашего гостя, который был весьма молчаливым на протяжении всего урока. Подводя итог, он сказал очень емкую фразу: «Риски есть, но и шансы тоже!». С такой позицией, думаю, мы все совершенно согласны!
Закирова Рената, 10Б класс