МАОУ ордена Дружбы народов гимназия №3 им. А.М. Горького » Сохранение и укрепление здоровья учащихся — первостепенная задача образовательных учреждений
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides

Сохранение и укрепление здоровья учащихся — первостепенная задача образовательных учреждений (2013-09-02)

Сохранение и укрепление здоровья учащихся — первостепенная задача образовательных учреждений

Мурзабаева Салия Шарифьяновна, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее — один из главных приоритетов современной государственной социальной политики в России.

С каким запасом здоровья вступят дети во взрослую жизнь во многом зависит от эффективности совместной работы органов власти всех уровней, заинтересованных ведомств, институтов гражданского общества, семьи. Особая роль в сохранении и формировании ресурсов здоровья, наряду со здравоохранением, принадлежит системе образования — единственной системе общественного воспитания, охватывающей все детское население в течение длительного периода жизни. Состояние здоровья детей, их воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах образовательного учреждения в процессе приобретении знаний дети проводят большую часть своего времени. Нередко приходится слышать мнение обеспокоенных родителей и преподавателей о том, что здоровье детей в процессе обучения ухудшается. Это может быть связано с неправильным питанием, недостатком двигательной активности, чрезмерным увлечением компьютером, не соответствующими возрасту нагрузками, нарушениям. Поэтому сегодня перед системой образования России поставлена важная задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий здоровье сберегающей образовательной среды, внедрению в образовательный процесс эффективных здоровье формирующих технологий.

Новый федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в сфере образования определил гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, создание условий для его самореализации.

Законом определены обязанности образовательных организаций по охране здоровья обучающихся: пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организация питания, создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления, для занятия физической культурой и спортом; профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, других одурманивающих веществ (статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»).

 Организация оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации возложена на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. При этом образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. В соответствии с современными требованиями обновляется ведомственная нормативная база медицинского обеспечения в образовательных учреждениях. В настоящее время Минздравом России подготовлен и размещен на своем официальном сайте проект приказа от 15 марта 2013 года «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях».

Разработанный порядок впервые устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы. Создание единого порядка позволит значительно улучшить качество медицинской помощи в учреждениях образования, начиная с ясельного возраста.

В проекте порядка отражены аспекты штатной численности медицинского персонала, оснащение медицинского кабинета, а также задачи и обязанности медицинских работников. Так, например, вводится ставка медицинской сестры или фельдшера на количество обучающихся от 100 до 500 человек. Впервые в порядке прописан табель оснащения медицинского кабинета в образовательном учреждении. Кроме привычного оборудования в оснащение кабинета может входить высокотехнологичное оборудование, например, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки здоровья обучающихся. Кроме того, вводится должность врача по гигиене детей и подростков на 2500 обучающихся, который будет осуществлять гигиеническую оценку внутришкольной среды, санитарного состояния учреждения, условий и технологий обучения и воспитания, организации физкультурно- оздоровительной работы, а также внедрение новых профилактических и гигиенических диагностических технологий. После регистрации приказа в Министерстве юстиции Российской Федерации выполнение порядка оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях будет носить обязательный характер для всех регионов.

Следует отметить и другие ведомственные нормативные акты в части охраны здоровья учащихся. Так, приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 года № 1346н утвержден порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, с перечнем исследований для детей различных возрастных групп, правилами комплексной оценки состояния их здоровья, правилами определения медицинских групп для занятий физической культурой. Приказом также утверждена учетная форма № 030-ГЮ/у-12 «Карта V профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего». Основная задача медицинских осмотров — выявить патологические состояния, заболевания и факторы риска их развития. С целью динамического мониторинга за состоянием здоровья детей с уже выявленной патологией (хронические заболевания, функциональные расстройства, иные состояния) для предупреждения осложнений, обострений заболеваний, их профилактики и медицинской реабилитации медицинскими работниками осуществляется диспансерное наблюдение. Порядок прохождения диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, утвержден приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1348н.

Конкретные условия прохождения медицинских осмотров и диспансерного наблюдения с учетом региональных особенностей устанавливают органы государственной власти субъектов РФ. Так, Минздравом Республики Башкортостан уже подготовлен и находится в стадии согласования проект постановления Правительства РБ «Об утверждении условий прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождении диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях в Республике Башкортостан». Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 и сформированы с учетом основных влияющих на здоровье факторов. В числе основных требований – создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей. В новом законе об образовании особое внимание уделено условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования (статья 79. «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»). Прежние образовательные законы таких самостоятельных норм не предусматривали. Сегодня реализуется конституционное право каждого ребенка на доступное качественное образование, независимо от состояния здоровья, в соответствии с его потребностями, особенностям развития, способностями и интересами.

Содержание образования, условия организации обучения и воспитания определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Необходимым условием реализации указанной нормы является создание в образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В условиях высокого уровня смертности населения страны от неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических и других), во многом обусловленных вредными привычками, стратегическим приоритетом государственной политики в сфере охраны здоровья определено формирование здорового образа жизни населения, начиная с самого раннего возраста, усиление роли профилактики заболеваний. Как показывает опыт развитых стран, только за счет профилактических мер возможно увеличить продолжительность жизни человека и в течение 10—20 лет сократить показатель общей смертности населения в два и более раз. Общеизвестно, что наиболее устойчивые поведенческие навыки и привычки формируются, начиная с раннего возраста. И здесь трудно переоценить роль образовательных учреждений по воспитанию у ребенка общей культуры здоровья, потребности ценить, беречь и укреплять свое здоровье, мотивации на безопасное поведение. В последние годы в России последовательно осуществляются мероприятия масштабной национальной профилактической программы, сопровождающаяся развитием законодательно-нормативной базы, разработкой и принятием концептуальных программных документов.

1 июня 2012 года, в День защиты детей, Указом Президента России № 761 была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2 0 1 2 -2 0 1 7 годы», определившая в числе прочих конкретные меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков. После активного общественного обсуждения 23 февраля 2013 года был принят Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Актуальность его разработки была вызвана высокой распространенностью и темпами роста табакокурения в России: курят почти 40% взрослого населения, дети начинают курить в 11 лет, пассивному курению подвергаются до 70% населения, от последствий курения ежегодно умирают около 400 тысяч человек. Закон содержит комплекс мер, направленных на снижение потребления табака, стимулирование к отказу от курения, предупреждение этой вредной привычки среди детей и подростков, защиту населения от табачного дыма. Запрещено курение на отдельных территориях, в помещениях и объектах — там, где находятся некурящие, в первую очередь, дети: детские организации, территории и учреждения образования, здравоохранения, культуры, общественный транспорт. Запрещена реклама табака, продажа табачной продукции несовершеннолетним, вовлечение детей в процесс потребления табака в любой форме. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а удостоверяющий личность документ, позволяющий установить возраст, не представлен.

Внесенные изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» не допускают демонстрацию в рекламе процессов курения и потребления алкоголя; запрещена реклама алкогольной продукции в периодических печатных изданиях, в сети «Интернет». Введено уголовное наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним (статья 151.1 УК). Все принимаемые меры направлены на достижение поставленной Правительством РФ цели: сократить среднедушевое потребление алкоголя среди лиц старше 15 лет с 14,5 литров этанола в 2011 году до 12,6 литров в 2015 году и 10,0 литров к 2020 году. С 5 декабря вступит в силу федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ», которым введена норма о тестировании учащихся на наркотики, как одной из мер профилактики и раннего выявления потребления наркотиков среди детей и подростков. Предпосылкой для принятия такого закона явилась серьезная ситуация с потреблением наркотиков. Так, согласно полученным в ходе социологических исследований расчетам, общее число лиц, регулярно потребляющих наркотики в немедицинских целях, в Российской Федерации, оценивается в 3 млн. человек (порядка 2% населения страны); в возрасте от 11 до 24 лет когда-либо потребляли наркотики до 25% молодых людей; средний возраст, в котором они пробовали наркотические вещества в первый раз, — 15-16 лет. Тестирование должно проводиться во всех образовательных учреждениях на добровольной основе, с инфорированного согласия ребенка старше 15 лет (до достижения 15 лет — с согласия родителей или законных представителей) и предусматривает два этапа. Первый этап — социально-психологическое тестирование, второй — профилактические медицинские осмотры с использованием лабораторных и инструментальных методов. В случае выявления или подозрения на потребление наркотиков и психотропных веществ учащийся должен направляться в специализированную медицинскую организацию также с учетом информированного согласия. Для обеспечения организационных вопросов тестирования часть 3 статьи 28 Федерального

закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» дополнена пунктом, устанавливающим компетенцию образовательных организаций по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотиков и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения их социально-психологического тестирования.

При этом образовательные организации обязаны обеспечить конфиденциальность полученных сведений. К числу распространенных поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний относится нездоровое питание и избыточный вес. В настоящее время согласно утверждённому распоряжением Правительства России плану мероприятий по реализации Основ государственной политики в области здорового питания разработан и планируется представить в Госдуму до конца 2013 года проект федерального закона «О здоровом, в том числе горячем, питании для детей в образовательных учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты». Школьное питание должно стать примером рационального питания. Важную роль в укреплении здоровья молодежи имеет двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом. Одним из результатов реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года явилось увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 34,5% в 2008 году до 43% в 2011 году. Однако, это по-прежнему значительно ниже, чем в развитых в спортивном отношении странах. Учитывая важность проблемы, распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2013 года № 402-р утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта». В числе ее основных задач: вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и спортом, совершенствованию системы физкультурно-спортивного воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях. Сегодня нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, особенно для детей младшего возраста, когда происходит формирование жизненных привычек и интересов. Активный образ жизни, спорт должны стать нормой российского общества, «модным» трендом среди молодежи, начиная с раннего возраста. В целях повышения доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий детей и подростков в соответствии с их потребностями возможно шире использовать спортивные залы и площадки образовательных учреждений для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности. При условии соблюдения режима уборки это не является нарушением СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (пункт 1.7. «использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается»). Такое разъяснение дано Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания является неотъемлимой частью образовательного процесса, одной из первостепенных задач образовательных учреждений. Развитие и совершенствование сопровождающей ее законодательной и нормативной базы будет способствовать эффективной реализации приоритетов государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения нашей страны.


Обсуждение закрыто.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?