• Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides

Как не ошибиться при выборе вуза (2019-06-27)

Каких ошибок нужно избегать, рассказывает один из самых авторитетных ректоров страны, лауреат премии правительства России (2007) и правительства Санкт-Петербурга (2010, 2016) в области образования. Университет, возглавляемый Александром Сергеевичем, уже много лет имеет высочайший уровень абитуриентов и 100% трудоустройство выпускников.
ОШИБКА ПЕРВАЯ: родители не должны навязывать детям место учебы вопреки их воле.
Советовать и помогать абитуриентам можно и нужно. Но избыточное давление чревато неприятностями. Некоторые дети начинают в подобных ситуациях учиться спустя рукава и обвиняют родителей в своих неудачах. В конце концов со временем они все же меняют место учебы, специальность. А отношения в семье оказываются испорченными. Не следует чрезмерно опасаться ошибок при выборе специальности. Важно выбрать сообразно своим интересам одну из трех областей: техническую, гуманитарную или медицинскую. Любое образование в конечном счете ведет к успеху, если в нем есть сильная фундаментальная составляющая и человек хорошо учился.
ОШИБКА ВТОРАЯ: нельзя выбирать хлебную или модную специальность.
Не стоит позволять ребенку плыть по течению вслед за школьными товарищами. Бессмысленно изучать прогнозы о востребованности тех или иных профессий в будущем.
Задача абитуриента — выявить собственное предназначение, призвание. Понять, к чему душа лежит. Человек должен не просто получить какую-то (якобы перспективную) профессию, а быть готовым с помощью образования максимально полно реализовать свои способности, свой потенциал.
Быть первым в городе специалистом по лечению домашних животных куда лучше, чем одним из тысяч заурядных банковских служащих. Но стать лучшим можно только в деле, которое любишь, которым заниматься готов без устали.
ОШИБКА ТРЕТЬЯ: игнорирование того обстоятельства, что дети, отправленные на учебу в иные регионы, потом редко возвращаются домой.
Если родители не собираются со временем переезжать вслед за детьми, они рискуют их потерять. В период учебы люди, как правило, обрастают социальными связями и входят в окружающую культуру. В итоге ни то, ни другое терять не хотят. Стоит хорошо подумать, прежде чем отправлять детей на Запад.
Выбирая между Москвой, Петербургом и обучением в регионах, важно учитывать степень самостоятельности ребенка, наличие внутреннего стержня, позволяющего противостоять скверным соблазнам.
Следует оценить и материальный фактор. Если вопросы учебы и проживания решены, то минимальный бюджет для полноценной жизни в Петербурге составляет 20 — 25 тысяч рублей. В Москве эта сумма значительно больше. Совмещение учебы с работой крайне не желательно, особенно на первых курсах. А если студент не может позволить себе купить билет в театр, в кино, на концерт, не может нести расходы на досуг в кругу соучеников, ради чего ехать в большой город?
ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ (семей с достатком): неправильная оценка потенциала абитуриента.
У некоторых есть возможность оплатить учебу в любом вузе. Однако есть и вузы, предъявляющие серьезные требования к студентам вне зависимости от их платежеспособности. Слабых студентов это либо стимулирует к работе, либо лишает надежды на окончание данного вуза. Нельзя допускать, чтобы интересы ребенка были принесены в жертву амбициям родителей. Другая крайность: сильный абитуриент в слабом вузе угасает.
ОШИБКА ПЯТАЯ: при выборе вуза нельзя руководствоваться рейтингами.
Они не имеют отношения к качеству образования. Вы никогда не узнаете, как конкретно производятся расчеты, обеспечивающие места в верхней части таблицы тем или иным вузам. И это не случайно. Смею утверждать, что никаких научно обоснованных методов составления рейтингов не существует.
ОШИБКА ШЕСТАЯ: нельзя выбирать вуз по сайту.
Возможность заочного поступления сегодня преподносится чиновниками как одно из достижений, связанных с ЕГЭ. Однако нередко сайты — это одно, а вузы в реальности — совсем другое. Перед поступлением необходимо лично побывать в вузах, между которыми выбираешь. Оценить условия для учебы и эмоционально-психологическую обстановку. Некоторые вузы, имея сильный по формальным показателям профессорско-преподавательский состав, в повседневной жизни студентами интересуются мало. Не предъявляют требований ни к посещению занятий, ни к результатам самостоятельной работы. Но если маститые педагоги читают лекции в пустых аудиториях, толку от такого образования будет мало.
Важно узнать о конкретной обстановке в вузе от людей, в нем обучающихся, либо их близких. К примеру, если в вузе комфортно лентяю, бездельнику, стоит держаться от такого заведения подальше.
ОШИБКА СЕДЬМАЯ: нельзя игнорировать отношение администрации вуза к воспитательной работе.
Строго говоря, образование состоит из обучения и воспитания. Воспитание должно быть направлено в первую очередь на формирование мотивации к учебе и системы ценностей. Ценности — это знания, культура, дружба и взаимовыручка, дисциплина, трудолюбие, ответственность и т. д. и т. п.
Но ценности передаются и воспринимаются совсем иначе, чем знания. Их усвоение связано с эмоциями, переживаниями. Здесь нужно управление молодежной средой, отбор лидеров и работа с ними, правильное включение студенчества в различные виды деятельности.
Вот об этой стороне жизни учебного заведения можно узнать как раз на его сайте. Если нет новостей и объявлений о жизни студенческого самоуправления, дополнительной подготовке, культурно-досуговых и спортивных занятиях вне учебной сетки, если свободное время студентов не занято походами в театры и на выставки, встречами с интересными людьми, участием в творческой деятельности, то молодежь данного вуза скорее всего сидит в социальных сетях, попивая пиво, а ближе к выходным рассредоточивается по сомнительным ночным заведениям. В то же время где-то рядом студенты другого вуза занимаются полезными для собственного развития вещами, обретая важные конкурентные преимущества.
ОШИБКА ВОСЬМАЯ: стремление поступить на бесплатное обучение любой ценой.
Как потом оказывается, ценой потери лучшего будущего. Данная ошибка совершается нередко дважды. Первый раз — погоней за ЕГЭ. Детей в старших классах натаскивают на решение тестов в ущерб развитию самостоятельности мышления, способности к анализу информации и оперированию ею, того, что сейчас называют креативностью. Упущенное в этот период развития потом, увы, не наверстать.
Второй раз эта же ошибка совершается, когда человек не проходит по конкурсу в сильный вуз и идет учиться бесплатно «куда попало». Хорошее образование окупается года за полтора работы после вуза. А плохое… Ломаются судьбы. Это уже проблема на всю жизнь.
Желаю абитуриентам найти свой вуз.
ГЛАВНАЯ ОШИБКА
Вуз выбирается по второстепенным признакам, без понимания сути образования
Хорошее образование включает четыре основные сферы развития студента:
• формирование картины мира;
• получение знаний, умений, навыков по избранной специальности;
• обретение умения жить в достойной социальной среде;
• приобщение к настоящим ценностям культуры.
Афоризмы от Запесоцкого:
• Хорошее образование – самый надежный путь к счастью.
• Лучшие инвестиции – инвестиции в образование детей.
• Лучше окончить за деньги сильный вуз, чем бесплатно — слабый.
• Хорошего образования не бывает без трудолюбия, дисциплины и ответственности студента.
• Университет, где нет воспитания, — не университет, а лекторий.
• Высокий уровень общего культурного развития не менее важен, чем знания по конкретной специальности.
• Родительская опека сильно вредит студентам. К концу учебы иногородние, как правило, обгоняют по уровню подготовки столичную молодежь.

ИСТОЧНИК KP.RU

https://www.ufa.kp.ru/daily/26995.4/4055852/


Обсуждение закрыто.