ПОЧЕМУ ТРУДНО УЧИТЬСЯ?!
(для родителей учащихся первых классов)
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека; это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка. Это очень напряженный период, который требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Мы все знаем, что адаптационный период прошел благоприятно для ученика, необходимо, чтобы он был готов к обучению в школе.
И вот тут мы, родители, готовы на: отправляем изучать иностранные языки, определяем в различные студии, группы, прогимназии, другие, наоборот, в подготовительный период оставляют ребенка дома, забыв, что необходимо будет идти в школу.
Сегодня мне хотелось остановиться на вопросе, а как мы (родители) помогаем адаптироваться в школе, т.к. не только школа, педагоги, но и родители, семья ответственные за этот период жизни ученика.
И тут возникает следующий вопрос, а готовы ли мы (родители) отдавать ребенка в школу? В практике своей работы я использую данный тест для родителей, который дает представление о типичных психологических сложностях. Результаты данного теста позволяют выделить 2 группы родителей:
1. Родители, которым требуется помощь;
2. Родители, которые умеют предвидеть и избегать проблемы школьной адаптации.
Что же волнует наших родителей? А волнует их многое: как будет учиться ребенок, будет ли он обижать других, будут ли его обижать, сможет ли учитель заменить ему маму, с которой он расстается; боятся, что учитель не оценит успехи своего ученика. И вот здесь необходима работа педагога или психолога с семьей.
Давайте рассмотрим трудности, которые мы порождаем для своих детей в адаптационный период. Рассмотрев их, хотелось бы уберечь вас от ошибок.
1. Родители, безоглядно перекраивающие индивидуальность своего ребенка, на какой-то ими задуманный лад, нередко ограничивают, тормозят его развитие. Пример: выбор школы. Нередко родители делают этот выбор, не соизмеряя способности своего ребенка. Под непомерной нагрузкой организм ученика сдает, и тихий, спокойный ребенок превращается в деспота, на уроках перестает работать, на переменах его надо водить за руку, иначе начинаются постоянные драки. Дома обсуждение школьных проблем перерастают в ссоры с криками, обвинениями и угрозами, что мальчика выгонят из школы.
2. Трудности в обучении. Придавая оценке очень большую значимость, часто родители задают своим ученикам вопрос: “Что ты получил?”, вместо: “Что ты нового узнал?”. В 1 классе, где оценки не ставятся, просят учителя, чтобы выставлялись оценки. А иногда демонстративно объявляют детям: “Получишь еще одну двойку, я уйду из дома”.
Пример: В нашей школе был такой случай, когда мама пообещала уйти из дома, если ученик получит двойку. И в этот же день он получает двойку по английскому языку. И тогда мальчик решает, что маме не стоит уходить из дома, лучше уйдет он, что и делает. Найдя поблизости заброшенный дом, он устраивается там, на ночь, т.к. куда еще идти он просто не знал.
3. Нередко своим поведением родители порождают поведенческие нарушения, которые мешают адаптироваться в общении. Ведь у детей могут сложиться такие ситуации, в которых проявляются нарушения поведения. Допустим, ребенок не любит кого-либо из сверстников или взрослых и постоянно конфликтует с ними или в семье у них постоянные ссоры, скандалы, драки, и малыш, усвоив эти бытовые привычки своих родителей, переносит их в школу, считая, что только таким способом можно и необходимо решать все жизненные проблемы. Поэтому в классе он по малейшему поводу конфликтует с одноклассниками, учителем и все вопросы решает с помощью кулаков. Встречаются и другие случаи. Во внешне благополучной семье отец поставил перед собой задачу – воспитать из сына “настоящего мужчину” и поэтому упорно учил его разными приемами борьбы, внушая мальчику, что он не должен давать себя в обиду.
Ребенок отцу очень верил и поэтому не сомневался, что защитить себя можно только с помощью “приемов”. При этом мальчик с гордостью рассказывал: “Папа говорит, что, если тебя кто тронет, ты ему с разу в глаз дай”. И вот на перемене класс с ужасом наблюдает, как Сережа применяет прием каратэ, его одноклассник отлетает в угол. Потом оказалось, что ребята просто не поделили жвачку.
4. Еще одна трудность, когда взрослые оправдывают свое чадо расхожим: “Ну что тут поделаешь? Таким уродился. Такой характер”. Сразу же вспоминается король из мудрой сказки Е. Шварца “Обыкновенное чудо”, который при первой встрече объясняет волшебнику, что он – страшный человек, коварный, злопамятный деспот.
— “И самое обидное, что не я в этом виноват…
— А кто же?
— Предки. Прадеды, прабабки, внучатые дяди, тети, разные праотцы и праматери. Они вели себя при жизни, как свиньи, а мне приходится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите невольную резкость выражения.
Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг такое натворю, хоть плачь.
— А удержаться никак невозможно?
— Куда там!”
И в заключение спросим себя:
“Знают ли наши дети о том, что мы их любим, что они нам нужны всякие, что бы с ними не случилось?”.
Пусть этот вопрос вас тревожит постоянно, пусть он не дает вам покоя, и тогда многие сегодняшние проблемы окажутся решенными, препятствия – преодоленными, а цели – достигнутыми.
Опубликовано 1 марта 2013 в 22:26